ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Крещение Господне

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный».

Такими словами святая Матерь наша Церковь поет ныне, в этот святой и всепраздственный день Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, в кондаке, посвященному этому празднику, такими словами восхваляет Христа Спасителя. И мы, каждую божественную службу вечером совершаемую, глаголем такие слова: «Свете тихий святыя славы…» – Христа прославляем как Свет. И мы о той, о будущей жизни, в простом нашем, сердечном, задушевном разговоре говорим: «На том свете свидимся». Человеческая душа и человеческой ум именно таким образом воспринимает Бога: как свет, как благо, как добро, как истину, как смысл, как полноту бытия.

Именно в день Крещения, которое принял Господь ради нас и нашего ради спасения, Он еще один шаг сделал к тому, чтобы приблизить человека к свету. Он как бы грехи всего мира берет на Себя, омывает их в водах Иордана.

Мы слышали сегодня такие слова, что Господь абие (тотчас) вышел из воды, потому что не имел никакой надобности, не имел по своей безгрешности никакой необходимости пребывать в водах Иорданских. Святое Предание говорит, что когда люди приходили исповедоваться к Иоанну Крестителю, он держал их в воде до тех пор, пока каждый из них не выговаривал все до последнего своего греха, до всякой темной части своей души — и только тогда выпускал их из воды, оставляя грехи, омывая грехи в этой воде. Но Господь не требует покаяния, поэтому Писание скупо говорит о моменте Святого Крещения. Говорится только, что когда Господь вошел в воды Иордана, абие (тотчас) вышел из воды, освятив эти воды Самим Собою. Не от вод принимает освящение, но Сам освящает эти воды, которые станут когда-то, после Него, водами очищения, водами благословения, водами освящения домов и жилищ, водами освящения душ и сердец человеческих.

Для нас в том состоит Таинство Крещения, по слову апостола Павла, что мы обещаем Богу добрую совесть. И мы все некогда с вами в купели Крещения — или младенцами, или во взрослом возрасте — давали обеты Крещения, или сами, или через своих восприемников. И мы обещали: «Отрицаюся тебя, сатана, и всех дел твоих, всей гордыни твоей». Такие слова произносит крещаемый человек в момент этого великого Таинства. Отрицается всей своей жизнью, всем своим существом от сатаны, полагая начало своей жизни с Богом, ибо мы давали обещание «Сочетаюсь Тебе, Христе!», и, значит, и всей жизни Господней, всему Евангелию, всему слову Божиему, которое оставил нам Господь Спаситель.

И сегодня мы прославляем Господа нашего Иисуса Христа, крестившегося в Иордане, когда Он, безвестный, тридцать лет проживший незнаемым миру, кроме своих близких людей, выходит в этот грешный мир, чтобы начать свой путь к Голгофе. Ибо с момента Крещения народ Иираильский ,через Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечу) узнал, Кто возьмет на себя грехи мира через Свою смерть. Мы вспоминаем возглас Иоанна Предтечи, указавшего на Христа, который шел креститься к нему: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».

С момента Крещения начинается путь Христа Спасителя к Голгофе. Но и подкрепление на этом крестном пути слышал наш Господь: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих»,— свидетельствовал глас Отца Небесного, и Дух Святый в виде голубя спускался на Него, как свидетельство Его чистоты, Его безгрешности, Его безвинности. И через это Иоанн Креститель узнал, Кто есть воплощенный Сын Божий, и показал народу израильскому. С этого началось служение Христа Спасителя роду человеческому.

И мы в этот святой праздничный день окинем взглядом свою жизнь, вспомним свои белые ризы, в которых мы стояли в купели, и в которых сейчас стоят священники. Это символ чистоты, символ святыни, символ той белоснежной одежды и белоснежной души, которая была дарована нам благодатию Духа Святого в момент Крещения.

Кто сохранил эту ризу незапятнанной, кто сохранил эту белоснежность нашей с вами души неповреждённой никаким грехом и пороком? Нет таковых, ибо мы исповедуем: «Ты бо един токмо без греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твоё — истина». Милость Божия, что после Крещения, в котором прощаются человеку прародительский грех и грехи его личные, через привитие к древу Жизни, к древу Церкви, глава которой Христос Спаситель, мы становимся клетками этого единого Тела, имя которому — Церковь, глава Которой — Христос, и в жилах Которой течет кровь Христа Спасителя, питая душу той клетки, которая привита к этому Телу.

И если мы в Церкви, значит, мы дети Божии. И если мы причащаемся, значит, в наших жилах, в нашей душе, в нашем уме, в нашей воле, в нашем естестве течет кровь Христа Спасителя, поддерживая, давая силы, питая нашу бессмертную с вами душу. Но если не удалось никому сохранить этой святыни чистоты души, то щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитеся и живым им быти». По слову Иоанна Лествичника, после Крещения милостью Божией нам даруется второе крещение, крещение слезами в Таинстве покаяния — когда в смирении души, с осознанием своего всеокаянства — «Грех мой предо мною есть выну» — исповедуем мы перед живым, всевидящим, всеправедным и всемилосердным Богом свой грех, свое падение, свою нелюбовь ни к Нему, ни к людям, когда мы действительно не только внешними слезами, но наипаче слезами нашей души, порой и безгласно, предстоим перед Богом, веря только в одно Его милосердие и в Его всепрощающую благодать Духа Святого. И через это нам опять возможно убелить ризу нашей души, сделать ее такой же световидной, такой же белоснежной, какой она вышла из вод Крещения.

Чтобы мы всю жизнь боролись за чистоту своей души, приведу слова из одного нашего патерика. Однажды ученик пришел к авве и говорит: «Авва, я пал». И тогда авва отвечает: «Встань и иди». Через некоторое время ученик снова говорит: «Авва, я опять пал». И тогда авва снова ответил: «Встань и опять иди». И в третий раз после грехопадения ученик приходит к своему учителю, показывает ему язву своей души и говорит: «Авва, я опять пал». И тогда авва отвечает ему: «Вставай и опять иди». И ученик спрашивает: «До каких же пор?». Авва отвечает: «До самой смерти». Ибо Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Застанет в покаянии, застанет в исправлении, застанет в желании жить с Богом — слову Своему не изменит. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

И поэтому никто из нас да не отчается в своей жизни, в своем неисправлении, но да надеется на милость Божию. Сам, со своей стороны, то, что зависит от него, пусть делает, делает до пролития крови, ибо только тогда человек сможет увидеть Свет.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что духовное ведение, видение и знание Бога является порождением, является плодом скорбей. И поэтому, если мы идем тернистым путем, то через скорби, через страдания просвещаются очи нашей души, и только через это мы действительно можем видеть глубину этой жизни, понимая, в чем смысл и болезней, и скорбей, и испытаний, и в то же время всерадостной жизни с Богом, а она такова на самом деле, если главное в нашей жизни — исполнение воли Божией. У него спросила самарянка: «Есть ли у Тебя какая пища?». И тогда Господь говорит: «Пища Моя есть — это творить волю Отца Моего Небесного».

Когда Евангелие, благородство и чистота души являются краеугольным камнем нашей с вами жизни, целью нашей жизни, то надо, насколько возможно, сохранить и вернуть Богу тот талант, который дан был Богом каждому. Талант этот есть у всех, это — бессмертная душа, которая Богом дана чистой, и которую мы должны вернуть Богу такой же чистой. В этом состоит весь смысл жизни, чтобы быть как верный раб, который сохранил сокровище господина своего.
[Игумен Мелхиседек (Артюхин)]

Не мы с вами источник нашей жизни, не мы себя родили на этот белый свет, не мы участвовали в рождении нашей души. И наша жизнь земная, и наша душа, и наш ум, и наше тело — это всё есть дар Божий. Так с каким же вниманием, с какой благодарностью, с каким трепетом надо относиться к этому дару жизни, ради которой трудился Сам Бог — к нашему телу, нашей душе, нашему уму, нашей вечности. И как будет обидно нам, и как будет больно Христу, если вдруг мы окажемся вне рая, ради пребывания в котором каждого из нас, все сделал Христос.

Но всё зависит от нашей свободной воли, от нашего произволения, от нашего желания, от нашей решимости не встать на сторону врага, но встать на сторону Христа, чего бы нам это ни стоило.

Но враг силен и хитёр, подкрадывается к каждому из нас незаметно: бесчувственностью, леностью, нерадением, беспамятством, гордыней, эгоизмом, самолюбием, печалью, унынием, чтобы расстроить нашу с вами жизнь. Но мы будем верны Христу. Даже когда не хочется ничего делать, будем помнить о словах Христа Спасителя, Который словами апостола Павла сказал нам: «Я думаю, что нынешнее наше страдание ничто по сравнению с той славой, которая должна явиться в вас». И вот к этой славе призван каждый из нас, каждый призван носить эти белоснежные одежды всю свою жизнь, или хотя бы напоследок нашей с вами жизни, когда один вздох, когда одна только покаянная молитва способна изменить всю нашу с вами жизнь в вечности. Только бы она была от сердца, только бы она была от всей души, только бы она была от осознания без всякого оправдания: «Грешен я, Господи, вся надежда на бесконечное Твоё милосердие ко мне».

игуИ этот святой день, день Крещения Господня, и вспоминаемый каждым из нас день нашего крещения, пусть ещё и ещё раз станет поводом к тому, чтобы мы с этим наступающим новым годом начали новую жизнь. И при взгляде на белые одежды священнослужителей чтобы сразу вспоминали о том, каково наше предназначение и какова должна быть риза нашей с вами души, чтобы мы почаще вспоминали слова тропаря: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся Светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш». Аминь.

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_56239