ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Дубки: жить лицом к людям

Приход храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Дубки, что под Саратовом, готовится к престольному празднику. Главное в этот день — достойно вспомнить семью последнего русского царя и рассказать о ней людям.

— Наши дети из воскресной школы подготовили композицию о царской семье — там будут стихи и песни. Представление пройдет на крыльце храма, чтобы все, кто идет мимо, пусть и не воцерковленные люди, и мусульмане, которых здесь немало, обратили внимание и услышали нас, — говорит Кристина Ходикова, учитель воскресной школы, ее музыкальный руководитель и певчая на клиросе. — Ведь многие до сих пор спрашивают, за что Царственных страстотерпцев «сделали святыми».

Дубки — поселок, целенаправленно построенный в 30‑х годах прошлого века, в свое время известный аэродромом, потом — птицефабрикой, а теперь — мясокомбинатом. Православную церковь в Дубках начали строить в 2006 году по инициативе группы жителей поселка, а чин Великого освящения был совершен митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином (ныне — митрополит Симбирский и Новоспасский) в августе 2014 года. С 2008 по 2010 год богослужения совершались во временном храме-вагончике.

Не стоит, однако, думать, что для верующих дубковцев эти восемь лет были временем пассивного ожидания: когда же «они» наконец построят нам настоящую церковь? Нет, православная община участвовала в процессе самым непосредственным образом. Вот и сейчас потянулись к вечерне ветераны местного храмостроительства. Знакомимся с Верой Ивановной Чурадаевой: в Дубках она живет с 1956 года, работала в теплице овощеводческого совхоза.

— Сначала мы ездили в храм в Пристанное — года три. А потом решили, что нам нужен храм здесь. Отец Владимир Пархоменко (тогда — настоятель храма в Пристанном. — М.Б.) нас поддержал. И мы начали собирать деньги на строительство. Собрали 300 тысяч…

— И начали оформлять документы на участок, — продолжает Тамара Александровна Журбина. — А потом, когда стройка уже шла, мы по очереди готовили еду для строителей.

Дубковский приход — это не тот случай, когда все решает настоятель, а прихожане даже не задаются вопросом, откуда что в храме взялось. Вот играет красками новая икона Пресвятой Троицы — освящена как раз на праздник. Решение заказать ее иконописцу принимали всем приходом, и деньги собирали тоже все вместе.

Настоятель храма — ­иерей Алексий Суханов — большого опыта в служении не имеет: во иерея рукоположен меньше двух лет назад, настоятелем поставлен в феврале 2021 года. Его приход к священству можно назвать органичным, вполне ожидаемым: он вырос в верующей семье, в роду были священники, бабушка Августина всех своих внуков приучила к церковной жизни с детства. Но совсем уж короткой дорога все же не оказалась: окончив сельскохозяйственный техникум в Октябрьском Городке, будущий пастырь какое­то время работал по специальности, а наряду с этим прислуживал в алтаре, участвовал в восстановлении старинного храма в Иваново-Языковке — и лишь потом поступил в семинарию. До рукоположения во иереи три года служил диаконом в Петропавловском храме на 3‑й Дачной и возглавлял там воскресную школу для детей. С той поры считает это дело особенно важным:

Ребята из воскресной школы с батюшкой в Музее истории Саратовской митрополии— Воскресная школа объединяет верующую семью: дети не остаются дома, они идут в храм вместе с родителями и чувствуют себя включенными в общее дело. Работа с детьми — это то самое семя из евангельской притчи, оно должно упасть в добрую почву. Сейчас у нас здесь 24 ученика, что для сельского храма совсем не мало. Бог послал нам замечательных педагогов: это Кристина Зурабовна Ходикова, по образованию журналист, и Ольга Александровна Полосова.

Пообщавшись с учителями, которых назвал батюшка, я понимаю: главное в работе с детьми — не методики, а искренность:

— Самая большая радость — это когда видишь, что дети, которые сначала просто пришли на занятие в воскресную школу, теперь каждое воскресенье идут к Причастию, — говорит Ольга Александровна.

— Как же это достигается?

— Только через диалог с детьми. Монолога — «Я вам буду рассказывать, а вы слушайте» — не должно быть совсем. Программа — она есть, конечно, но мы не можем железно держаться чего-то заранее заготовленного. Мы всегда ориентируемся на детей, на их интересы, на вопросы, которые они нам задают. Иногда бывает так, что ребенок сначала молчит, слушает, что говорят другие, а потом начинает задавать вопросы, и все больше у него вопросов становится. Это очень хорошо.

По мнению Ольги Александровны Полосовой, да и по общему здесь мнению, воскресная школа — это школа радости: неизбежное «ты должен!» пусть останется в обычной школе.

— Первое время меня очень огорчало то, что строго по программе у нас не получается,— продолжает она.— «Батюшка, это все в одно занятие нужно уложить, а мы уже третье воскресенье подряд об этом говорим». А батюшка мне в ответ: «Значит, детям это нравится. Им же хорошо?». — «Хорошо». — «Ну и все в порядке».

Еще дети из воскресной школы учатся делать добрые дела, помогать ближним, дружить с теми, кто нуждается в дружбе. На Рождество они все вместе ездили в Широкий Буерак Вольского района, к своим ровесникам, которые учатся в коррекционном интернате: показали там концерт, поздравили всех с праздником, познакомились с ребятами и их жизнью. А на Пасху юные дубковские прихожане отправились в Саратов, в центр «Семья», где живут мамы с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Прихожане храма в паломничестве к святыням Пензенской землиСпрашиваю отца Алексия, как он воспринял свое раннее настоятельство: не слишком ли сложной показалась задача?

— Мне и в самом деле очень сложно, потому что это ответственность перед Богом и перед людьми. Когда я служил в Петропавловском храме, его настоятель, отец Нектарий (игумен Нектарий (Морозов). — М.Б.), говорил мне: никогда не учи людей тому, чего сам не делаешь. Вот это самое трудное — соответствовать своей проповеди, своим собственным словам. Когда совсем тяжко, прошу о помощи наших святых покровителей, царскую семью, и помощь приходит, проблемы решаются.

«Проблемы решаются» в устах отца Алексия всегда означает: появляются люди.

— Когда я пришел сюда настоятелем, здесь как раз уволился бухгалтер, не было алтарника, вообще никого не оказалось, кто бы мог мне помочь, кроме Нины Дмитриевны Князевой — это наша свечница, по-прежнему незаменимая моя помощница. Я не знал, что делать, с чего начать, и вдруг звонок: «Батюшка, можете дом нам освятить? Мы тут живем, в Дубках». Приезжаю освящать дом, знакомимся: Алексей и Наталья Муравлевы… И вот теперь Наташа у нас бухгалтер, а Алексей — алтарник. А вообще, у нас три алтарника теперь и две свечницы: Нина Дмитриевна и Татьяна Аркадьевна Козлова.

Кроме всего уже названного, на этом приходе действует своего рода лекторий для взрослых: отец Алексий приглашает в Дубки из Саратова людей, которым есть чем поделиться. Это и преподаватели семинарии, и упомянутый уже здесь игумен Нектарий, и физик Алексей Клецов, автор книги о бытии Божием… И такие встречи продолжатся, потому что они нужны прихожанам. Как и совместные паломнические поездки: сейчас дубковцы как раз собираются на Валаам.

У отца Алексия и его супруги Ларисы двое детей: Виктории уже 12, а Ромашка, Роман, о котором долго пришлось молиться, разменял восьмой месяц. Конечно, настанет время, и он сам выберет свой путь, но нельзя не заметить, что отец уже сейчас называет его наследником, вкладывая в это слово духовный смысл. Храмы ведь строятся не на десятилетия, а на века, до скончания времен. Помните тревожный вздох Христа: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Надо нам трудиться, чтоб нашел.

Газета «Православная вера», № 13 (705), июль 2022 г.

[Марина Бирюкова]