Жертвенность — одна из главных христианских добродетелей. Ее наивысший пример показал нам Сам Бог, Который настолько возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб (Ин. 3, 16). Очень многое в нашем мире основано на жертвенности: если зерно, упав в землю, не умрет, отдав все свои питательные вещества зарождающемуся ростку, не появится новый колос; без жертвенности невозможно счастливое супружество и родительство; даже на клеточном уровне в нашем теле мы можем видеть пример самопожертвования: лейкоциты погибают в сражениях с болезнетворными бактериями, чтобы спасти наш организм от инфекции. Но правильно ли мы понимаем, что есть христианская жертвенность? В чем ее отличие от душевного повреждения, которое именуется в психологии невротической жертвенностью? Об этом — наш разговор с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым.
— Отец Сергий, давайте дадим разъяснение: что такое жертвенность в христианском понимании?
— Это желание отдать тому, кого любишь, всё, что у тебя есть, не требуя ничего взамен. Именно так служит человеку Господь, и к такому же отношению Он призывает нас. Вспомним слова Христа из Евангелия: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Этот фрагмент часто вызывает смущение, но лишь потому, что мы не до конца понимаем всю глубину его смысла. Когда ты любишь Господа больше всего, что есть в мирской жизни, Он сторицей дает тебе всё, что необходимо и для нынешней жизни, и для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Дает не потому, что это некий взаимозачет — мы можем сделать для Него несоизмеримо меньше, нежели Он делает для нас. Но оказывая даже в меру своих малых сил милость ближнему, мы таким образом служим Самому Богу, и Он за эту малость чувствует Себя нам обязанным — любовь Бога к человеку настолько велика, что Он готов ходить у человека в должниках. То есть подлинная жертвенность — это такое состояние любви, в котором находится Бог по отношению к человеку. Готовность жертвовать — и непременный признак любви, и ее синоним.
— А что такое с духовной точки зрения невротическая жертвенность? Психологи говорят, что эта патология формируется в раннем детстве, если ребенок не получает безусловной любви от родителей. Ее можно узнать по таким, например, фразам: «Я в эти отношения вложила всю свою жизнь, а он, неблагодарный…», «Я все силы отдаю своему делу, а меня не ценят». Почему вместо доброго плода такая жертвенность приносит страдания, причем и самому жертвователю, и тем, кому их жертвы адресованы?
— Жертвенность христианская никогда не делает человека, на которого она направлена, обязанным, и в этом ее главное отличие. Когда возникает искажение? Когда человек отпадает от Бога. Всякая добродетель вне Церкви — а значит, вне Христа — приобретает уродливую, саркастическую форму. Сохраняются внешние проявления, но меняется содержание — по сути, это конфетка с ядом. Человек, как ему кажется, утесняет себя и постоянно отдаёт, но это не приносит плодов: успокоения, радости, любви. Окружающие начинают тяготиться его «отдачей», да и сам человек находится в постоянном напряжении: ему кажется, что он напрасно пожертвовал столь многим, так как ничего взамен не получил. Но человек только думает, что жертвует и любит, а на самом деле объектом собственной любви и жертвы является он сам. Невротическая жертвенность — это самоистощение любви, направленной на самого себя. По большому счету, это бунт против Бога — человек ставит в центр свое «я» и слепнет в этой гордыне. В псевдожертвенности люди лишь потребляют друг друга, и это их рано или поздно опустошает.
— Как понять, правильная у тебя жертвенность или она носит нездоровый характер?
— По чувству изобилия, радости и красоты. Человек, жертвующий ради Христа и со Христом живущий, смело раздает силы, таланты, время, средства, зная, что недостачу восполнит Господь. И Он ее действительно восполняет — человек имеет опыт переживания этого, и оно служит ему ориентиром.
Если человек, отдавая, чувствует при этом себя еще более наполненным, это правильная жертвенность. Если он чувствует себя истощенным — нездоровая. Если мы с Богом не собираем, то расточаем с диаволом.
— Как священник Вы наверняка знаете, что среди людей церковных немало тех, кто годами ходит в храм, но при этом тех благих плодов духовной жизни, о которых Вы говорите, не получает. Почему так происходит?
— Потому что эти люди не живут подлинной церковной жизнью, а лишь имитируют ее. Они продолжают жить для себя, но в рамках церковного поведения. И этому есть определение — фарисейство. Как человек становится фарисеем? Он принимает такую позицию: «Я живу так, как хочу, не желая изменяться, но совесть меня беспокоит, и надо что-то делать, поэтому я усиливаю те моменты, которые не требуют от меня жертвенности». И человек все больше свою веру сводит к чему-то, что не является сутью христианства, и в итоге остается одна обрядовая сторона. У архимандрита Иоанна (Крестьянкина) есть хорошее выражение: «Можно умереть от жажды, находясь рядом с колодцем». Люди, которые приносят покаяние на исповеди и причащаются, но внутренне не изменяются, похожи на безумцев, которые черпают воду дырявым ведром: усилий и суеты много, а результата — никакого. Фарисейство — одна из опаснейших болезней, от нее не защищает ни священный сан, ни церковные послушания, ни годы, проведенные в храме, ни награды, ни уважение окружающих.
— Психологи разделяют несколько позиций по отношению к жизни: есть позиция «автора», когда человек берет ответственность за свою жизнь и за все, что в ней происходит, а есть позиция «жертвы», когда человек постоянно жалуется и всех вокруг обвиняет в своих нескончаемых бедах. Правильно ли я понимаю, что христианин и может, и должен быть именно «автором»?
— Да, конечно. Жалобы — это тоже имитация жертвенности. Человек пытается компенсировать жертвенность тем, что терпит неподобающее к себе отношение. И получается не умножение любви, а развитие страстей: я буду терпеть издевательства над собой и при этом люто ненавидеть своего обидчика. Больная совесть анестезируется оправданиями и рано или поздно превращается в обезболенного наркомана, который требует все более сильных средств успокоения. В основе такого состояния человека лежит не готовность к самопожертвованию, а гордость.
Можно сказать, что такой человек похож на больного, зараженного паразитами,— он постоянно хочет есть, желает насытить себя воздаянием от других. Он постоянно требует объяснений от близких, почему они с ним несправедливо поступают: он им — все, а они ему — ничего. Такой человек постоянно беспокоен, ему всего мало, он постоянно страдает.
Человеку в здоровом духовном состоянии благодать Божия восполняет все: и недостающие средства для жизни, и недостаток здоровья, и недостаточное уважение и признание. Человек удовлетворен, его жизнь стабильна. Так что признаки правильно устроенной духовной жизни, в которой есть место настоящей жертвенности, таковы: тебя есть кому любить, на первом месте у тебя — Христос, у тебя есть постоянное желание для кого-то что-то сделать, ничего не требуя взамен. А результатом является радость бытия. Если же мы этого не обнаруживаем, это повод хорошенько задуматься, а правильно ли мы живем. Но даже если сделанные нами выводы будут неутешительными, нужно помнить, что невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18, 27).Господь никогда не перестает трудиться над сердцем человека. Главное, чтобы мы не переставали.
Газета «Православная вера» № 23 (643)