Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.
— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?
— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.
Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.
Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.
— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?
— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И ктото, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.
— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…
— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго. Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.
— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?
— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят. Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению. Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.
— А обязательно ее из храма донести зажженной?
— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция. Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная. И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.
И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.
— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…
— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.
Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.
— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?
— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы. Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать. Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.
— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?
— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».
— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?
— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.
— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?
— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость. Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет. Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства. Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.
— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?
— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой. Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности. Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.
Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших. Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы. Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.
Газета «Православная вера» № 03 (623)
[Священник Александр Степовик, Беседовала Елена Сапаева]