Начинается Великий пост, к которому нужно подготовиться и спросить себя – что значит это событие в моей жизни в этом году? Для чего мы постимся? Для тех, кто постится впервые – это испытание себя, попытка принести Господу посильную жертву, потом это может стать благочестивой «привычкой», тяжким послушанием, а в идеале – временем тихой радости, когда хочется, чтобы пост никогда не кончался. Когда даже искушения – как возможность лучше узнать себя, воспринимаются с благодарностью Богу. Мы беседуем с ключарем Свято-Троицкого собора иереем Николаем Генсицким.
– Батюшка, среди читателей «Троицкого листка» много постоянных прихожан, но много и тех, кто впервые открывает для себя этот удивительный мир – мир православного Великого поста. Дайте, пожалуйста, рекомендации, как лучше встретить и провести эти важные для христиан дни. И тем, кто недавно пришел в Церковь, и тем, кто уже считает себя «опытным постником».
– Начать, я думаю, нужно со второй части Вашего вопроса. Поговорить о великом соблазне посчитать себя «опытным» христианином и постником. Когда человеку кажется, что он все уже хорошо знает и понимает, и ему чуть ли не скучно уже становится – каждый год одно и то же… А ведь это и есть та самая фарисейская закваска, которой Христос нас призывает остерегаться. Причем она проявляется в каких-то мелких вещах. Фарисеи ведь были очень благочестивыми людьми, а Христос их порицает. Поэтому мы должны очень критично относиться к мнению о себе как опытных людях и в посте, и в христианской жизни вообще. Человек настолько слаб, что пережив даже пятьдесят постов, он должен понимать, что это милость Божия, что он смог это сделать хоть с минимальной пользой для себя.
– Как лучше подготовиться к посту?
– Прежде всего, нужно заранее определить цель данного поста. Для тех, кто поститься впервые, целью может быть просто выдержать гастрономические ограничения, предварительно оговорив с духовником их объем. И выполнить все без оговорок, послаблений для себя. Этого может быть уже достаточно.
Для тех, кто уже не первый год живет церковной жизнью, сводить пост к ограничениям в пище уже не прилично. Кому-то отказывать себе в мясных и молочных продуктах всегда тяжело, кому-то это дается легче, но все-таки нужно ставить себе еще какие-то задачи.
Как в детстве, помню, отключали телевизор — и все, никаких мультиков на весь пост. Это осознанное и добровольное самоограничение в чем-то.
Конечно, мы не должны относиться к этому фарисейски, формально, а должны отказать себе в чем-то значимом. Вместе с тем, мы не должны относиться к посту, как ко времени только каких-то лишений. Господь дарит нам в этот период особенные службы, возможность больше молиться, совершать добрые поступки. Многие в пост читают Псалтирь о своих ближних. Эти молитвы нужны не только нам, но всему миру. Все это мы кладем в свою духовную «копилку».
– Многие, в том числе и я сама, не понимают, что это значит – добрые дела на время поста. А потом что — не надо добрых дел?
– Дело в том, что для многих посещать, скажем, знакомую старенькую бабушку – это необходимость постоянно понуждать себя, ведь далеко не все христиане от природы добрые и щедрые люди. И время поста самое лучшее для такой работы над собой.
– А зачем людям пожилым, давно укоренившимся в христианстве, делающим добрые дела уже просто потому, что как христиане они не могут их не делать, придерживаться гастрономического поста? Зачем старенькой бабушке умерщвлять плоть?
– Пост – это, прежде всего, послушание, данное нам Церковью. И мы, христиане, должны это послушание нести всю жизнь. Ведь человек существо очень изменчивое, требующее себе всяких «подпорочек», чтобы не упасть. Это и ежедневное молитвенное правило, и воскресные Литургии, и церковные традиции, заповеди, наконец. Все эти «подпорочки» помогают в минуты слабости, когда человек готов совершить некий проступок, на который он в другое время был не способен и порицал за подобные проступки других, устоять или встать после падения.
И пост – это некая «страховка», данная нам Господом. Это время наибольшей концетрации, когда приобретаются навыки духовной жизни, внимания к своему внутреннему миру. Не может наступить такого момента, когда мы поймем – все, я научился всему. Это будет началом нашего падения. Мы не знаем, что может с нами случиться, как мы можем пасть.
– А как объяснить новоначальным, почему в пост нельзя, например, смеяться, посещать увеселительные мероприятия?
– А кто сказал, что нельзя радоваться и смеяться? Если бы апостолами двигала скорбь, а не радость, мы бы с Вами сейчас здесь не разговаривали. Апостол сказал: «Всегда радуйтесь!» (Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес. 5, 16–18)). Другое дело, что смеяться нужно в меру, и не только в пост. Потому что смех, веселье часто сопутствуют беско-нечным пустым разговорам, которые убивают наше драгоценное время. И дни поста, когда мы отказываемся от развлечений, показывают как дорог каждый час нашей короткой земной жизни. Сколько мы его тратим впустую – за телевизором, в интернете, в пустословии. А ведь все эти часы и минуты мы могли бы провести с пользой для собственной души – в молитве, помогая ближним.
– Батюшка, на какие церковные службы Вы посоветуете походить тем, кто стоит в самом начале этого трудного и прекрасного пути?
– Пост – это своеобразная лестница, которая должна привести нас к не-коему результату, и мы должны пройти все ступени этой лестницы последовательно, не перепрыгивая. У поста есть своя внутренняя логика, которой необходимо следовать. Поэтому нельзя пропускать важные постовые службы, которые дают почувствовать эту логику. Это, конечно, службы первой и Страстной седмиц, это службы Крестопоклонной недели, когда выносится на середину храма Крест для нашего подкрепления, это память преподобной Марии Египетской. Это, конечно, Пассии, напоминающие о том, чему пост собственно посвящен, не дающие христианину расслабиться, когда ты воскресным вечером идешь в храм, вместо того, чтобы побыть дома с семьей.
Во всем этом есть своя психология, это «рычаги», выработанные Церковью, те самые подпорки, о которых мы говорили, помогающие человеку до конца не расслабиться.
На Страстной седмице хорошо взять несколько дней отпуска на работе, чтобы побывать на службах в храме. И не скрывать это от сослуживцев, а прямо сказать всем – я христианин! В этом тоже есть определенное мужество, без которого не бывает христианина.
Беседовала Елена Гаазе, 18 февраля 2017 год