ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Благочинный Восточного округа и клирики благочиния приняли участие в богослужении и чине умовения ног в Покровском соборе г. Саратова

2 мая, в Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого и чин умовения ног в Покровском соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель собора иерей Олег Грушин;  благочинный Саратовского Южного округа, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений протоиерей Александр Домрачёвсекретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирик собора, директор Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Ярослав Коздриньключарь собора иерей Сергий Филимоновпомощник епархиального архиерея по богослужебным вопросам, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Главным управлением МВД России по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений иерей Алексий Булеков; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, настоятель Серафимовского храма г. Саратова иерей Сергий Феофанов; клирик соборадиректор Архиерейского мужского хора, директор Сводного праздничного митрополичьего хора иерей Иоанн Козлов; клирик собора, духовный попечитель — заместитель директора по воспитательной работе Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Александр Салямов; благочинный собора иерей Вячеслав Кривовпомощник главы Саратовской митрополии, руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик собора иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Иоанн Пушкарёв; клирик собора, преподаватель Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова диакон Антоний Долин; клирик собора диакон Иоанн Горбач; насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, личный секретарь епархиального архиерея, благочинный крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), иеродиакон Антоний (Галеминов). 

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Антонины Александровны Коньковой.

После Литургии был совершён чин умовения ног. Это трогательное чинопоследование совершается единственный раз в году — в Великий Четверг — в воспоминание о том, как Господь Иисус Христос на Тайной Вечере умыл ноги Своим ученикам, показывая пример истинного смирения. В подражание Христу архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

«Мы подошли к кульминации евангельских событий, когда Спаситель мира отдает Свою жизнь ради того, чтобы каждый из нас мог спастись от вечной погибели, которая грозит нам в результате грехопадения первого человека в раю,— отметил владыка в своем слове.— Бог не оставил Свое любимое творение, Он послал для спасения человечества Своего Единородного Сына. И вот Христос показывает нам образ любви, образ смирения и терпения. Он знает, что из Его ближайших учеников один предаст, другой отречется, хотя клянется и божится, что на смерть готов со своим Учителем. И зная все это, Он тем не менее изливает на них Свою любовь и до последнего мгновения ждет от человека покаяния.

Перед нами предстают сегодня примеры двух учеников, которые были верными Христу в течение какого-то периода времени. Мы видим апостола Иуду, в которого, как сказано в Евангелии, вселился диавол, и тот решил предать Господа. Нам трудно понять разумом, что происходило в его душе. Возможно, он, так же как правоверные иудеи, считал, что Мессия — тот, кто будет прежде всего спасать еврейский народ, а может быть, что-то еще: в Евангелии сказано, что он был сребролюбцем, хотя тридцать сребреников — это не та сумма, от которой можно разбогатеть. Сложно нам это понять, но в любом случае понятно, что пасть может любой, каждый из нас — как апостол Пётр, который клялся и божился, что не отречется от Христа, даже на смерть готов пойти. Но Спаситель ему сказал: “До того как сегодня петух пропоет, ты трижды от Меня отречёшься”. И он не просто отрекся, он еще клялся и божился, что не знает этого Человека. Но прошла человеческая слабость, и Пётр вспомнил слова Спасителя — и, как написано в Святом Евангелии, плакал горько. И Иуда раскаялся, он говорит первосвященникам: “Согрешил я, предав кровь неповинную”. Раскаялся, но не покаялся. Апостол Пётр принес покаяние, а Иуда раскаялся и в этом отчаянии остался, и потом пошел и удавился.

Каждый из нас может оказаться в ситуации любого из этих учеников, но нам надо всегда помнить о том, что если мы падаем, то должны вставать, просить прощения, а не просто оставаться в своей вине и в своем горе. Мы предаем Спасителя своими грехами, своим превозношением, своей гордыней и вообще всем своим “я”, которое живет в каждом из нас и которое нам мешает с Ним сродниться. Мы много прегрешаем, каждый из нас имеет свои недостатки. Но у каждого есть и свои дарования, и нам нужно помнить о том, что только смиренный человек может принять благодать. А что такое “смиренный”? Христос показывает, что такое смирение нелицемерное: Он знает, что Его предадут, знает, что Его будут распинать за грехи людей,— и Он все равно молится за всех, даже за тех, кто распинает Его, Он прощает всех и изливает на всех Свою любовь.

Человеку дана обоюдоострая вещь — свобода воли. Каждый из нас решает, как воспользоваться этой свободой: во благо, в жизнь, во спасение — или в погибель. Давайте же помнить о том, что Господь дает Самого Себя, Свои Тело и Кровь, дабы каждый верующий в Него и принимающий Его с чистым сердцем — смиренным и сокрушённым — жил вечно. Все мы окончим свой земной путь, но если мы сроднимся со Христом здесь, на земле, то переход в иное состояние, в измерение вечности, будет для нас радостью встречи с любимым и любящим Отцом и с теми, кто прежде нас покинул этот мир. Давайте помнить об этом и не пренебрегать тем даром, который нам дал Христос,— таинством Евхаристии, то есть приобщением Тела и Крови Христовых. И если мы будем приобщаться с сокрушенным и смиренным сердцем, то Господь никого из нас не постыдит.

Сегодня вечером мы будем все вместе переживать события евангельские: то, как издевается над Господом обезумевшее человечество и предает Его ужасной смерти. И мы должны задать себе вопрос: где наше сердце? В дни Страстной седмицы мы должны подумать: а что испытывал Христос? А сколько в моем сердце места для Него? А готов ли я что-то отдавать или я только от Него все время что-то хочу? “Дай, дай нам радость, дай нам спокойствие. Дай нам смирение. Ты умирай за нас, а мы это примем”. Где наша благодарность, где наше сокрушение, где наше чувство сыновней любви? Есть ли все это или мы действительно пришли, как многие любят приходить, на Пасху, пропустив самое главное — страдания и смерть Христа? Без Голгофы, без смерти, без борьбы с самими собой воскресения не будет! Господь призывает всех, но мы делаем невозможным принятие этой Жертвы по своему добровольному выбору — потому что мы не хотим с Ним страдать. Мы хотим с Ним воскреснуть и радоваться, но мы должны прежде всего идти за Ним. Если мы от этого отказываемся, то и Воскресение пройдет по касательной, мимо нашего сердца, и оно останется мало затронутым благодатью, потому что мы сами, по своей свободной воле, прошли мимо страданий и Искупительной Жертвы Христа.

Пусть милость Божия пребывает с каждым из нас. Желаю, чтобы в сердце каждого были чистота, кротость, смирение и тепло любви».

Фотографии Андрея Кожевникова