2 мая, в Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великую вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого и чин умовения ног в Покровском соборе г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв; благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель собора иерей Олег Грушин; благочинный Саратовского Южного округа, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством; руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений протоиерей Александр Домрачёв; секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иерей Александр Бородовицын; клирик собора, директор Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Ярослав Коздринь; ключарь собора иерей Сергий Филимонов; помощник епархиального архиерея по богослужебным вопросам, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Главным управлением МВД России по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений иерей Алексий Булеков; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, настоятель Серафимовского храма г. Саратова иерей Сергий Феофанов; клирик собора, директор Архиерейского мужского хора, директор Сводного праздничного митрополичьего хора иерей Иоанн Козлов; клирик собора, духовный попечитель — заместитель директора по воспитательной работе Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова иерей Александр Салямов; благочинный собора иерей Вячеслав Кривов; помощник главы Саратовской митрополии, руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик собора иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик собора диакон Иоанн Пушкарёв; клирик собора, преподаватель Покровской православной классической гимназии имени святого благоверного князя Александра Невского г. Саратова диакон Антоний Долин; клирик собора диакон Иоанн Горбач; насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, личный секретарь епархиального архиерея, благочинный крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), иеродиакон Антоний (Галеминов).
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Антонины Александровны Коньковой.
После Литургии был совершён чин умовения ног. Это трогательное чинопоследование совершается единственный раз в году — в Великий Четверг — в воспоминание о том, как Господь Иисус Христос на Тайной Вечере умыл ноги Своим ученикам, показывая пример истинного смирения. В подражание Христу архиерей омывает ноги двенадцати священникам.
«Мы подошли к кульминации евангельских событий, когда Спаситель мира отдает Свою жизнь ради того, чтобы каждый из нас мог спастись от вечной погибели, которая грозит нам в результате грехопадения первого человека в раю,— отметил владыка в своем слове.— Бог не оставил Свое любимое творение, Он послал для спасения человечества Своего Единородного Сына. И вот Христос показывает нам образ любви, образ смирения и терпения. Он знает, что из Его ближайших учеников один предаст, другой отречется, хотя клянется и божится, что на смерть готов со своим Учителем. И зная все это, Он тем не менее изливает на них Свою любовь и до последнего мгновения ждет от человека покаяния.
Перед нами предстают сегодня примеры двух учеников, которые были верными Христу в течение какого-то периода времени. Мы видим апостола Иуду, в которого, как сказано в Евангелии, вселился диавол, и тот решил предать Господа. Нам трудно понять разумом, что происходило в его душе. Возможно, он, так же как правоверные иудеи, считал, что Мессия — тот, кто будет прежде всего спасать еврейский народ, а может быть, что-то еще: в Евангелии сказано, что он был сребролюбцем, хотя тридцать сребреников — это не та сумма, от которой можно разбогатеть. Сложно нам это понять, но в любом случае понятно, что пасть может любой, каждый из нас — как апостол Пётр, который клялся и божился, что не отречется от Христа, даже на смерть готов пойти. Но Спаситель ему сказал: “До того как сегодня петух пропоет, ты трижды от Меня отречёшься”. И он не просто отрекся, он еще клялся и божился, что не знает этого Человека. Но прошла человеческая слабость, и Пётр вспомнил слова Спасителя — и, как написано в Святом Евангелии, плакал горько. И Иуда раскаялся, он говорит первосвященникам: “Согрешил я, предав кровь неповинную”. Раскаялся, но не покаялся. Апостол Пётр принес покаяние, а Иуда раскаялся и в этом отчаянии остался, и потом пошел и удавился.
Каждый из нас может оказаться в ситуации любого из этих учеников, но нам надо всегда помнить о том, что если мы падаем, то должны вставать, просить прощения, а не просто оставаться в своей вине и в своем горе. Мы предаем Спасителя своими грехами, своим превозношением, своей гордыней и вообще всем своим “я”, которое живет в каждом из нас и которое нам мешает с Ним сродниться. Мы много прегрешаем, каждый из нас имеет свои недостатки. Но у каждого есть и свои дарования, и нам нужно помнить о том, что только смиренный человек может принять благодать. А что такое “смиренный”? Христос показывает, что такое смирение нелицемерное: Он знает, что Его предадут, знает, что Его будут распинать за грехи людей,— и Он все равно молится за всех, даже за тех, кто распинает Его, Он прощает всех и изливает на всех Свою любовь.
Человеку дана обоюдоострая вещь — свобода воли. Каждый из нас решает, как воспользоваться этой свободой: во благо, в жизнь, во спасение — или в погибель. Давайте же помнить о том, что Господь дает Самого Себя, Свои Тело и Кровь, дабы каждый верующий в Него и принимающий Его с чистым сердцем — смиренным и сокрушённым — жил вечно. Все мы окончим свой земной путь, но если мы сроднимся со Христом здесь, на земле, то переход в иное состояние, в измерение вечности, будет для нас радостью встречи с любимым и любящим Отцом и с теми, кто прежде нас покинул этот мир. Давайте помнить об этом и не пренебрегать тем даром, который нам дал Христос,— таинством Евхаристии, то есть приобщением Тела и Крови Христовых. И если мы будем приобщаться с сокрушенным и смиренным сердцем, то Господь никого из нас не постыдит.
Сегодня вечером мы будем все вместе переживать события евангельские: то, как издевается над Господом обезумевшее человечество и предает Его ужасной смерти. И мы должны задать себе вопрос: где наше сердце? В дни Страстной седмицы мы должны подумать: а что испытывал Христос? А сколько в моем сердце места для Него? А готов ли я что-то отдавать или я только от Него все время что-то хочу? “Дай, дай нам радость, дай нам спокойствие. Дай нам смирение. Ты умирай за нас, а мы это примем”. Где наша благодарность, где наше сокрушение, где наше чувство сыновней любви? Есть ли все это или мы действительно пришли, как многие любят приходить, на Пасху, пропустив самое главное — страдания и смерть Христа? Без Голгофы, без смерти, без борьбы с самими собой воскресения не будет! Господь призывает всех, но мы делаем невозможным принятие этой Жертвы по своему добровольному выбору — потому что мы не хотим с Ним страдать. Мы хотим с Ним воскреснуть и радоваться, но мы должны прежде всего идти за Ним. Если мы от этого отказываемся, то и Воскресение пройдет по касательной, мимо нашего сердца, и оно останется мало затронутым благодатью, потому что мы сами, по своей свободной воле, прошли мимо страданий и Искупительной Жертвы Христа.
Пусть милость Божия пребывает с каждым из нас. Желаю, чтобы в сердце каждого были чистота, кротость, смирение и тепло любви».
Фотографии Андрея Кожевникова