ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Митрополит Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Духосошественском соборе г. Саратова

27 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Духосошественском соборе г. Саратова.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Центрального округа, секретарь главы Саратовской митрополии, настоятель собора иерей Александр Чеботарёв; ключарь собора протоиерей Сергий Догадин; благочинный соборапомощник секретаря главы Саратовской митрополии иерей Димитрий Григорьев; клирик собора иерей Роман Поршнёвзаместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик собора иерей Николай Ищенко.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.

«Гордыня — это страсть, которая появилась раньше сотворения человека,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— Ее родоначальник — Денница, враг рода человеческого. Тот, кто ослеплен гордыней, не может видеть себя по существу, пребывает во лжи. Человек в таком состоянии с легкостью берет на себя те функции, которые ему не даны Творцом — берется судить других. Зачем ему какой-то авторитет, зачем ему Бог? Он сам лучше знает, он сам лучше чувствует, он сам лучше понимает.

Человек гордынею поедается не сразу. Признаки такого состояния духовно мудрые люди замечают по таким проявлениям. Человек совершенно доволен собой — он счастлив, что он такой. Любит совет дать, особенно тогда, когда его не спрашивают. Любит, когда его хвалят. Но этим не ограничивается. Когда вдруг кто-то другой ему сделает замечание или что-то посоветует, такой человек сразу впадает в раздражение, в гнев. Он готов унижать всех, только бы никто не посмел позариться на то место в центре вселенной, которое он сам себе определил.

Когда мы слышим про гордых людей, нам становится страшно, и хочется верить, что это не про нас. Но это, к сожалению, про нас — в той или иной степени. Если человек избавится от гордыни, все остальные страсти отпадут, потому что гордыня — это мать всех пороков и грехов. И тот, кто борется с ней, встречает много препон. Враг рода человеческого соблазнил именно этой страстью первого человека в раю — и человек пал. Когда первые люди были заражены этим грехом, они потеряли возможность общаться с Богом. Они утратили гармонию — ум, сердце, воля, как лебедь, рак и щука, стали тянуть человека в разные стороны: желает человек одного, думает о другом, делает третье, и этот разрыв мучает его. Но Господь не оставил человека, Он послал Нового Адама — Сына Своего Единородного, Господа, Спасителя нашего, Который являет в Себе добродетель, противоположную гордыне. Христос приносит Себя в Жертву, Он приходит неприметно, смиренно, рождается в хлеву — для Него места не находится нигде на земле, чтобы родиться в достойном месте. И Он умирает, подвергаясь казни самых отъявленных разбойников и преступников,— и умирая, будучи мучим от Своей твари, от человека, в издевательствах, Он молится Небесному Отцу: прости им, Отче, не ведают, что творят (ср.: Лк. 23, 34).

Сами мы гордыню победить никогда не сможем. Но Спаситель, Который являет величайшее смирение и величайшую любовь, дает Себя в Жертву и дает нам Себя в помощь, чтобы мы воспользовались Его Жертвой, свою свободную волю направили во благо и дали Ему действовать в нас,— дабы наша гордыня была сломлена и в нашем сердце царствовал смиренномудрый, вселюбящий Господь Иисус Христос».

Фотографии Алексея Николаева