ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Святыня должна быть окружена почтением

Что нужно знать о празднике Крещения Господня и как его встретить? Что пропускают люди, которые приходят в храм только за святой водой? Об этом мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, день праздника Крещения Господня многие священники называют самым тяжелым днем в году. Множество народа приходит в храм с одной-единственной целью — набрать святой воды. Великая агиасма, как называют крещенскую воду, действительно великая святыня. Но ведь нельзя же весь праздник Крещения сводить исключительно к освящению воды?

— Безусловно, сам праздник этим совершенно не исчерпывается.

 В этот день мы вспоминаем, как Господь наш Иисус Христос принял от Иоанна очистительное омовение в водах Иордана. Иногда возникает некая путаница из-за славянского перевода, потому что Крещение Господне — это не то Крещение, которое принимают христиане, входящие в Церковь. Иоанн Креститель проповедовал покаяние, и после исповедания грехов он погружал в воды Иордана тех, кто приходил к нему, слушал его проповедь и каялся. Обряд очень понятный, символичный: это омовение символизировало не просто омытие человека от нечистоты и грязи, пыли, но и очищение его души от последствий совершенных грехов.

Мы знаем из Евангелия, что в момент Крещения произошло явление Бога в Троице. Сын Божий, Господь Иисус Христос находился в водах Иордана, и, как повествует Евангелие, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17).

Мы освящаем воду в воспоминание этого события. В богослужении праздника есть песнопение «Днесь вод освящается естество…». О чем оно? О реке Иордан, в которую сегодня погружается Спаситель. Слово «днесь» значит «сегодня, сейчас». Так Церковь делает нас соучастниками событий, которые отстоят от нас почти на два тысячелетия.

Действительно, для каждого священника день Крещения Господня очень непростой. В какой-то мере то, что связано с освящением воды, становится у нас «параллельной реальностью» самому празднику. Слава Богу, сейчас храмов в нашей стране стало больше, поэтому уже не увидишь сцен, которые можно было наблюдать еще три десятилетия назад. Моя бабушка тогда жила в Москве недалеко от метро «Сокол», где находился храм Всех святых, единственный на несколько больших московских районов. На Крещение за несколько кварталов от храма тянулась огромная очередь людей с бидонами и трехлитровыми банками, огороженная металлическими загородками, ее патрулировала конная милиция. Это были без преувеличения тысячи людей. Думаю, что старожилы Саратова помнят нечто подобное у Троицкого и Духосошественского соборов, которые были действующими в советские годы.

Сегодня в Саратове уже около сорока храмов, поэтому таких гигантских очередей не наблюдается, но все равно для священника этот день хлопотный, суетный и довольно тяжелый. Самое сложное — то, что приходит большое количество людей, которые бывают в Церкви только один раз в году. Или, максимум, заходят еще за вербами в Вербное воскресенье, на Пасху освятить куличи. Когда можно что-то взять с собой, особенно какую-то святыню, люди приходят в максимальном количестве. Хорошо это или плохо? Если это происходит осознанно — хорошо, потому что, действительно, агиасма — это великая святыня. Если это происходит без серьезного отношения к церковной жизни и тем более сопровождается суевериями — конечно, плохо. К сожалению, вокруг святой воды собрано небывалое количество разных суеверий. Я не знаю, откуда берутся утверждения типа «надо обязательно взять воду в семи церквях» или «надо обязательно набрать воды и восемнадцатого, и девятнадцатого – это вот крещенская вода, а то богоявленская…». Да, по нашей традиции, Великое освящение воды совершается дважды – в канун и в самый день Крещения. На самом деле, это абсолютно одинаковый чин и абсолютно одинаковая вода, но вокруг них сложилось такое вот «народное богословие». Я не хотел бы это осуждать. Можно понять сложившуюся ситуацию, и мы стараемся ее исправить. Думаю, если будет продолжаться нормальная церковная жизнь, будут открываться храмы, проводиться катехизация, если будут издаваться книги и люди будут их читать, постепенно исчезнут очень многие негативные вещи. Это зависит от работы Церкви и от готовности людей ее услышать.

— Владыка, Вы сказали, что агиасма — великая святыня. Как с ней обращаться?

— С Крещенской водой надо обращаться благоговейно, есть такое понятие. Как его объяснить? Мой добрый друг, недавно почивший митрополит Неврокопский Нафанаил рассказывал мне о своем детстве в болгарском селе. У них в селе был очень благоговейный священник. Когда он приходил причащать его бабушку к ним домой, он приносил с собой Дарохранительницу с Дарами, требник, Евангелие, крест. Все это было завернуто в чистую ткань. И на ребенка произвело очень большое впечатление, как благоговейно этот священник крестился, целовал те священные предметы, которые он доставал из сумки и раскладывал. А люди так же благоговейно относились к священнику. Когда ему подавали воды умыть руки перед совершением Таинства, то эту воду потом выливали не куда-то на землю, а только в очаг на угли, чтобы она никем не попиралась. Такое благоговение было у обычных балканских крестьян лет шестьдесят тому назад.

Святыня должна быть окружена почтением. Поэтому святую воду набирают в чистый сосуд и ставят, как правило, туда, где находятся иконы. В старину это называлось «красный угол»: кроме икон в киоте там был какой-то шкафчик, куда убирались просфоры, святая вода, масло для лампадки. Есть благочестивый обычай пить святую воду натощак каждый день или тогда, когда человек чувствует необходимость в духовной помощи.

Владыка, часто говорят, что в этот день «освящается вод естество», и поэтому вся вода, везде становится святой. Так ли это? Очень много людей на Крещение не ходят в храм, а едут на источники – набирают воды, окунаются в купели….

— Я уже сказал, что эти известные слова – «Днесь вод освящается естество…» – говорят о том событии, которое мы празднуем, и которое произошло на берегах реки Иордан. Что касается святой воды – она освящается за особым богослужением. В храмах в Крещение и в Крещенский сочельник совершается чин Великого освящения воды, читаются особые молитвы, в которых мы призываем на эту воду благодать Святого Духа. Другое дело, что раньше существовала традиция совершать эти богослужения на источниках, открытых водоемах – реках, озерах. Когда храм был в каждом селе, действительно, освящалось и большинство водоемов.

Поэтому святая вода – это та вода, которая освящена особым чином. И, если нужно ее набрать, лучше прийти в храм. Уже несколько лет на каждом приходе в дни праздника людям выдаются листовки, в которых очень подробно объясняется, как проходит освящение воды, что такое агиасма, как ее использовать, как хранить. Слава Богу, все больше людей знают об этом.

— Как относиться к традиции крещенских купаний?

— Вы знаете, эта традиция росла и ширилась на моих глазах. Раньше этого почти не было. Хотя у других православных народов – греков, сербов, болгар – тоже практикуются особые крещенские благочестивые купания, я их видел своими глазами. У них все молодые мужчины идут на реку или на море, совершают молебен, а потом архиерей или священник берет крест и бросает его на самое глубокое место, а собравшаяся толпа кидается в воду. Тот, кто этот крест нашел и вытащил, потом герой целого года.

У нас эти купания приобрели массовость уже на наших глазах, в последние двадцать пять лет. В этом опять же нет ничего плохого, если человек понимает место этого внешнего обычая в жизни Церкви и в своей собственной жизни. Если же эти купания становятся для человека суррогатом церковности, если он считает, что «искупался на Крещение – всё, грехи смыл, больше ничего не нужно», и еще хуже – если люди при этом выпивают для храбрости – это, конечно, профанация праздника. Это очень плохо и, скорее, вызовет гнев Божий, чем принесет что-то доброе.

— Владыка, традиционный вопрос: как подготовиться к празднику Крещения?

— Прежде всего, осознанным участием в богослужении. Церковная гимнография необычайно богата, и, осознанно присутствуя на службе, человек всю жизнь будет находить в ней глубокие мысли, все новые и новые оттенки смысла, никогда не устанет не просто назидаться, но и наслаждаться духовно.

Тропарь праздника, глас 1

 

Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе.

 

Тропари чина освящения, глас 8

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

 

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svyatynya-dolzhna-byt-okruzhena-pochteniem