ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Митрополит Игнатий совершил Божественную литургию и панихиду в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при СПДС

В ночь с 27 на 28 октября, в Димитриевскую родительскую субботу, день памяти святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию и панихиду в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии. 27 октября глава Саратовской митрополии отмечает 21-ю годовщину со дня принятия им монашеского пострига. В 2002 году в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Рязанского духовного училища митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном он был пострижен в мантию с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия, епископа Скопинского.

Его Высокопреосвященству сослужили ректор семинарии протоиерей Сергий Штурбабинпервый проректор семинариисекретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, настоятель храма иеромонах Серафим (Баранов); секретарь Саратовского епархиального управления, благочинный Саратовского Центрального округа, настоятель Духосошественского собора г. Саратова иерей Александр Чеботарёв секретарь главы Саратовской митрополии, благочинный Саратовского Восточного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова иерей Александр Бородовицын; благочинный Саратовского Северного округапредседатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушинруководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, помощник секретаря главы Саратовской митрополии, руководитель епархиального отдела по принесению святынь иерей Димитрий Григорьев; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова, помощник проректора по воспитательной работе диакон Иоанн Новиков; клирик храма святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, г. Саратова диакон Алексий Киреевклирик храма диакон Григорий Смочук.

За Литургией молились настоятельница вольского Владимирского женского монастыря игумения Макария (Семенова), настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря в с. Алексеевка игумения Сергия (Плахотник), первый заместитель министра внутренней политики и общественных отношений региона Денис Вячеславович Попонов.

Богослужебные песнопения исполнил хор семинарии под управлением регента чтеца Данилы Пронина.

За Литургией была совершена заупокойная ектения по митрополиту Симону.

За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротонию во иерея диакона Алексия Киреева. Иерей Алексий Киреев был удостоен права ношения набедренника.

После Литургии была совершена панихида по всем усопшим православным христианам.

По окончании богослужения духовенство и миряне, сотрудники Саратовского епархиального управления, преподаватели и студенты Саратовской православной духовной семинарии сердечно поздравили владыку Игнатия с годовщиной пострига, адресовали ему теплые слова и благие пожелания и подарили цветы.

«“Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь” — так говорится в святоотеческом наследии, и это напоминает нам, что нет ни одного человека, который будет на этой земле, в состоянии времени, жить вечно,— отметил владыка Игнатий в своем слове. — Господь сотворил человека для вечной жизни в неизреченной любви. Но происходит так, что человек, живя на земле, стареет, болеет и умирает. Это бывает естественным образом, но вместе с тем любого из нас Господь может призвать в любой момент. В светском обществе, да и в церковном сообществе порой, не любят напоминаний о смерти. Но только лишь помня о том, что мы живем здесь временно и проходим некий искус, экзамен перед вечностью, можно научиться по-настоящему ценить жизнь. Если мы забудем о том, что находимся здесь на время, то все наши заботы, все наши радости будут только жалким подобием жизни.

Человек рождается, живет здесь сколько-то лет и переходит в состояние вечности, где нет времени. А пока время нам дано, мы должны жить так, чтобы стихия Божественной любви стала для нас родной. Если мы будем думать только о своем благополучии, молиться “Господи, дай”, “Господи, помоги”, этого не произойдет. Человек порой молится, «чтобы хорошо себя чувствовать». Конечно, чувствовать себя хорошо надо, но есть некая правда, некая истина, и она непререкаема вне зависимости от того, как мы себя чувствуем и что происходит вокруг. Есть объективная реальность: человек живет на земле и имеет возможность спасения, вхождения в вечность через смерть и воскресение Сына Божия, Который пришел на землю и стал одним из нас, для того чтобы каждый из нас мог перейти в вечность.

Сегодня мы молились о тех, кто ушел в иной мир. Очень многие люди не понимают, что молясь за усопших, мы приближаемся к Богу и друг ко другу. Наша молитва, наша память, наши просьбы о том, чтобы Господь помиловал тех, кто уже покинул этот мир, являются действительно уроком любви для нас, и нам самим это, может быть, даже важнее, потому что когда мы молимся за других, мы жертвуем собой.

Я вспоминаю свое детство, у нас была учительница в музыкальной школе. Это было перестроечное время, не очень хорошая экономическая ситуация, а у нее был любящий муж, который работал на хорошей работе, достаток, сын подрастал. И однажды я услышал, как она говорила кому-то: “Не знаю, что они там решают наверху, во власти — мы, главное, квартиру получили, машину купили, и всё у нас хорошо”. Недавно я приезжал на родину, к родителям, и поинтересовался, как эта преподавательница поживает. Оказалось, что муж у нее умер. Сын тоже умер — от наркомании, она уехала в Москву, и что дальше с ней — непонятно. Вот так человек порой рассуждает, что ему надо: дом, квартиру, машину… А всё это — прах. Если мы не помним о своей душе, всё, что мы имеем здесь, обратится в прах, и если мы были привязаны к таким вещам, то это будет для нас еще и осуждением — за то, что мы не пользовались как должно тем временем, которое дал нам Господь для спасения.

Мы заботимся о своей душе, когда заботимся о других. Молясь за живых и за тех, кто уже покинул этот мир, мы тоже заботимся о своей душе. Есть такое выражение: “Наше — то, что мы отдали”. Сколько любви, внимания, тепла мы отдаём, столько и приобретаем для вечности.

Я от всей души желаю, чтобы каждый из нас помнил о том, что все мы призваны быть участниками Царства Божией любви. Конечно, повседневные заботы необходимы, но они не должны ставиться во главу угла, как это часто бывает. Даже строя храмы, можно забыть о душе — возвести здание, а о людях забыть. Но надо и то делать, и этого не оставлять. Здесь, в храме, стоят будущие пастыри, и я хочу напомнить: самое главное — это люди. Люди, которые являются словесным стадом — не нашим, а Христовым. Мы будем нести ответственность перед Богом за то, как любили свою паству. Нужно всегда помнить о том, что рядом с нами живут такие же люди, как и мы, которые так же нуждаются во внимании и заботе. Делая что-то для наших ближних, мы делаем это для Господа Бога и для спасения своей бессмертной души. Она будет существовать вечно, другой вопрос — в каких условиях она окажется? Не то что Господь ее отвергнет — Господь всех нас готов принять. Другое дело, насколько мы сами сможем принять эту любовь, в каком мы будем находиться состоянии.

Нередко бывает, что к священнику приходят родственники при каких-то обстоятельствах погибших людей. В одной из предыдущих епархий, где я трудился, был хороший батюшка, который принимал людей по бракоразводным вопросам, с прошениями об отпевании тех, кто покончил жизнь самоубийством, будучи не в себе. К нему пришла женщина, чей сын, в 16 или 19 лет, когда что-то у него не сложилось с девушкой, выбросился с 12-го этажа. И мало того, что он с собой покончил, он еще оказался некрещеным. Она пришла, безутешная, чтобы ей дали какую-то надежду, утешили в ее горе. И вот батюшка сидит и успокаивает ее: “А вы знаете, что вы будете хоронить на кладбище, а раньше таких даже на территории кладбища не хоронили и даже креста не ставили?”. Вот ведь утешение, да? Некрещеный, самоубийца — как мать утешится? Да, не принято поминать, записки не принимают на проскомидии, но молиться мать все равно может, своими словами. А самое главное — и это может делать любой человек — можно творить дела милосердия, чтобы Господь увидел: человек тот не напрасно пришел в мир, и ради него мы готовы отказываться от греха и помогать другим. И может быть, такая молитва будет гораздо действеннее, нежели чем мы написали бы записку, ушли из храма и успокоились: “Там помянут…”.

Это великая тайна — что там, за гробом, происходит, как там будет, мы не знаем. Но мы знаем, что Господь неизреченно милосерд и что Он любит нас гораздо большей любовью, нежели мы сами можем любить друг друга. Но здесь есть и другое очень важное понятие — послушание Церкви. Я вспоминаю еще один случай из своей жизни. Было это больше пятнадцати лет назад, меня на Пасху наградили наперсным крестом, и я приехал к родителям, была Светлая Среда. Послужил у папы на приходе, возвращаемся и видим — идет соседка, кричит, плачет. Наш сосед — он своеобразный был — на яблоне повесился. Он был матершинник страшный, но добрый очень. И я был внутренне смущен: “Почему нельзя отпевать, ведь такой был хороший человек!”. И вот стою в воскресенье на проскомидии и думаю: “Что эти правила придумали, сейчас выну частицу за него”. И только собрался вынимать, внутри такой голос: “А ты что, больше Бога его любишь? А ты кто такой?”. Действительно, если есть возможность помиловать, Господь помилует. А я тогда подумал, что лучше Церкви всё знаю и сейчас выну частичку, и как будто именно это что-то меняет. Тут есть большая опасность: можно впасть в гордыню, начать считать себя супермилосердным и в итоге не проявлять послушания Церкви, которая не просто так установила церковные правила. Здесь нужно быть осторожным.

Помню, когда я был еще ребенком, пришли к отцу — опять же кто-то умер некрещеный или самоубийство. И говорят: “Не разрешают отпевать, но мы вам заплатим”. Отец говорит: “Причем тут плата” — “Но мы вам много заплатим…” Помню, что с ними тогда попрощались, но дело даже не в этом. Здесь вспоминается другой эпизод. Как-то раз мой однокурсник на кладбище в родительскую субботу служил литии, и его позвали к одной могиле и тоже попросили послужить. Он не увидел креста на памятнике и спросил, своей ли смертью умер человек. Ему сказали, что да, своей смертью. Он начинает служить панихиду, и к середине его начинает мучать удушье. И он уже не может произнести следующую фразу, поворачивается к ним и говорит: “Он что, повесился?”. — “Да, батюшка, простите”. Это к тому, что обманом такие вещи не делаются, обманом нельзя войти в Царствие Божие. Многие думают: оттого, что “земельку” им дадут, молитву прочитают, что-то поменяется. Нет, поменяется тогда, когда мы будем действенно менять себя и творить дела милосердия. Вот это может быть действительно полезно и для нас, и для усопшего».

«Хотел бы всех вас поблагодарить за совместную молитву, за поздравления. Я думаю, что в годовщину монашеского пострига на родительскую служить — самое благодатное дело. Ведь в этот день мы помним о смерти непосредственно. Очень люблю панихиды и заупокойные богослужения — это всегда умилительно, всегда трогательно, это соприкосновение с теми, кто покинул этот мир. У каждого человека есть такие близкие люди, и мы порой по ним скучаем, порой тоскуем, это нормально и естественно. И когда мы совершаем заупокойную молитву, это некая отрада, и услада, и утешение, это молитвенное общение. На одном из кладбище людей встречала такая надпись: “Мы были как вы, а вы станете такими, как мы”. Любой из нас в любое мгновение может покинуть этот мир. Памятуя о том, что каждый миг может для нас быть последним, мы должны быть готовы к встрече с Господом Богом, должны быть готовы дать ответ о состоянии своей души. И эта мысль должна помогать нам отказываться от греха, от всего того, что разлучает нас с Богом»,— заключил владыка.

Фотографии Владимира Дергунова