ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Митрополит Игнатий совершил Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при СПДС

9 октября, в седмицу 18-ю по Пятидесятнице, день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской духовной семинарии.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Епархиального совета Саратовской епархии, ректор и преподаватель Саратовской духовной семинарии, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова протоиерей Сергий Штурбабинсекретарь архиерейского совета Саратовской митрополии, секретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, наместник, духовник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, первый проректор и преподаватель Саратовской духовной семинарии игумен Серафим (Баранов); насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, настоятель храма, проректор по воспитательной работе, преподаватель Саратовской духовной семинарии иеромонах Герман (Лытус); настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова, проректор по учебной работе и преподаватель Саратовской духовной семинарии иерей Антоний Давиденко; первый заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, настоятель больничного храма святителя Луки Крымского г. Саратова иерей Даниил Коньков; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, настоятель крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; исполняющий обязанности ключаря храма, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова иерей Василий Кошман; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик храма диакон Павел Кулик.

Богослужебные песнопения исполнил хор Саратовской семинарии под руководством регента иерея Сергия Кузина.

За богослужением молились преподаватели, сотрудники и студенты СПДС. 

За Литургией была прочитана молитва о Святой Руси, совершена заупокойная ектенья по усопшим ректорам семинарии, по всем учившим и учившимся.

Митрополит Игнатий совершил хиротесии во чтецов студентов четвертого курса бакалавриата Александра Владимировича Гарро, Кирилла Улижановича Ивзалиева, Александра Анатольевича Калинина, Иоанна Александровича Кашулина, Димитрия Николаевича Самохина, Арсения Александровича Лихачева, Артемия Александровича Аврамова, Матвея Константиновича Черняева.

Первокурсники получили благословение архиерея на ношение подрясников.

В день престольного праздника сотрудники семинарии были удостоены Архиерейских наград. 

Медалей Саратовской митрополии в честь преподобномученицы Софии были удостоены:

— куратор Музея истории Саратовской митрополии Ольга Васильевна Гришанина — во внимание к многолетнему самоотверженному труду в Музее истории Саратовской митрополии и в связи с юбилейной датой со дня рождения;

— медицинская сестра медпункта Саратовской духовной семинарии Нэлли Евгеньевна Филиппова — во внимание к многолетнему самоотверженному труду в Саратовской духовной семинарии.

Во внимание к многолетнему самоотверженному труду в Саратовской духовной семинарии и в связи с юбилейной датой со дня рождения Архиерейских грамот были удостоены:

— делопроизводитель сектора заочного обучения Саратовской духовной семинарии Виктория Олеговна Подставина;

— сотрудник Саратовской духовной семинарии Светлана Викторовна Коротецкая.

«Сердечно поздравляю с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— В этот день в нашей духовной школе всегда проводится торжественный акт по случаю праздника, который установлен и утвержден Учебным комитетом.

В актовый день мы подводим итоги прошлого, намечаем будущее. В этом году мы отмечаем 195 лет со дня основания Саратовской духовной семинарии. Помню, мы отмечали 190 лет, и я даже удивился, как быстро пролетело время. Если будем живы, то совсем скоро отпразднуем 200 лет со дня основания нашей духовной школы. На протяжении истории ее два раза закрывали, три раза открывали. Очень надеюсь, что наша семинария более не будет закрываться, а будет только развиваться и преумножать плоды.

В очередной раз хочу напомнить всем, к чему призваны пастыри,— а духовная школа готовит в первую очередь пастырей, служителей Церкви Христовой. В первую очередь все мы, священнослужители, призваны к пастырской любви. Спаситель, Пастыреначальник показал пример любви, жертвенности, когда Он отдал Свою жизнь, Самого Себя ради спасения людей. И всякий пастырь, а также тот, кто стремится им стать, должен учиться этой любви. Конечно, мы не можем вместить всю эту любовь сразу, но мы можем постепенно расширять ее пространство, очищая наше сердце, нашу душу, отодвигая своего ветхого человека, свою гордыню, свою самость в сторону и ради любви принося себя, свое время, свое здоровье,  заботу, любовь и внимание в жертву. Это не так просто, потому что у священника есть семья, хочется отдохнуть, но это нужно делать, потому что таково пастырское призвание. Это не высокопарные слова, это должно быть состоянием души.

Трудно представить себе пастыря, который на просьбу причастить, приготовить в последний путь умирающего человека, ответит: “Я устал, у меня рабочий день закончился”. У пастыря нет ни дня, ни ночи. Понятно, всякий человек должен отдыхать, но есть случаи, когда все откладывается. Спаситель говорит нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любить очень нелегко, это не просто испытывать какое-то чувство, эмоцию. Любить — значит наступать на своего ветхого человека, на свое “я”. Ближних любить тяжело. У всех разный характер, все видят те или иные вещи по-своему, но другого пути нет. Конечно, легко любить человека, который никогда поперек ничего не скажет, а если он еще и глухонемой, то еще проще. Но так обычно не бывает. И когда человек поступает неправильно, мы вместо того, чтобы как-то аккуратно подвести его к тому, чтобы он задумался, начинаем обличать, начинаем унижать. А может быть, человек просто заблуждается? А мы сразу пытаемся его, грубо говоря, втоптать в грязь. И это у нас хорошо получается. Иногда молчание приносит больше пользы, нежели чем мы будем все время дергать человека. Невольник не богомольник. Насильно молиться, исповедоваться и причащаться не заставишь.

Можно призвать, как я это пытался делать. В итоге кто-то причащается, а кто-то все равно не делает этого. И что, заставлять? Такие вещи должны быть добровольными. Я наблюдаю и за иподиаконским составом, и за студентами: кто-то часто приступает, кто-то редко, а кто-то вообще почти не приступает, и это говорит о том, что человек не нуждается в Боге, он не ощущает, что не может победить в себе ветхого человека без Божией помощи. Значит, он чувствует свою самость. И так человек, откладывая самое главное  на потом, часто доходит либо до глубокой старости, либо до черты, когда жизнь у него отнимается, и он остается пустым.

Существует много традиций, много обычаев, но самая главная заповедь — это заповедь о любви. Традиции могут быть разными, а любовь всегда одна. И к разным обычаям надо, конечно, подходить с терпением. Если посмотреть, как наши православные братья в Африке на Пасху пляшут под барабан, для нас это будет диковато. Но для той культуры это норма, это обряд, их особенность. А кому-то наша культура тоже покажется странной.

Мне как-то довелось быть в Израиле на Преображение Господне, там как раз православные арабы. Я еще был тогда студентом семинарии, и мне показалось, что они там беснуются во время службы, но на самом деле они так прославляют Бога, у них такой темперамент. Не важны обычаи для Царствия Божия. Для Бога важно то, что в нашем сердце, мы должны об этом помнить.

Христос пришел на землю с уже серьезно сложившейся ветхозаветной традицией, которая стала чуть ли не обожествляться. И вот приходит обетованный Мессия, Спаситель мира, дабы дополнить данный закон, но оказалось, что Он уже не вписывается в традиции, ставшие почти священным каноном. И чем это заканчивается? Из-за традиций, из-за зависти, из-за поклонения обряду и отсутствия настоящей любви люди, которых Христос исцелял, воскрешал, врачевал, утешал, предают Его на смерть, которой казнили самых отъявленных преступников. Давайте представим, что сейчас придет Христос и Он начнет, как нам покажется, размывать традиции, в которые многие из нас верят. Страшно, но вполне возможно, что мы можем поступить точно так же, как иудействующие. Об этом надо помнить. Как Спаситель сказал, вы устранили заповедь Божию преданием вашим (Мф. 15, 6). Самое главное, чтобы с нами этого не произошло. Поэтому, обращаясь в первую очередь к нашим будущим пастырям, хочу сказать: не забывайте о главном, о том, что мы должны обладать самым важным свойством — любить ближнего и любить Бога. И как сказано у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Невозможно любить Бога, Которого ты не видишь, и ненавидеть своего брата, который здесь,— вот с этого надо начать, и тогда в нашей жизни все будет потихоньку налаживаться.

И вы каким судом судите,— говорит Господь,— таким будете судимы (Мф. 7, 2), то есть мы все будем судимы своей совестью. Я от всей души желаю, чтобы мы все стремились обладать христианской совестью, а для этого, конечно, нужно исполнять заповедь о любви. Первая преграда, которая стоит у нас для воплощения этой заповеди,— это гордыня. Ну и, конечно же, что часто сейчас бывает — теплохладность. К сожалению, такое бывает и в церковной среде.

Я от всей души желаю всем нам стремиться к исполнению заповеди о любви, а остальное все тогда приложится. Ещё раз сердечно всех поздравляю. Первый курс — с тем, что они  получили благословение на ношение подрясника. Это ко многому обязывает. Ну и выпускной курс, тех, кто еще не принял сан, с принятием первой степени священства. И, конечно же, наших дорогих прихожан, которые, как Матерь Божия, Которая находилась рядом со Христом, смотрят, как студенты наши возрастают и потом становятся священниками. Не так уж много у нас тут прихожан, но они самые настоящие. Прошу за наших студентов, преподавателей и за нас всех молиться и не оставлять своей любовью».
ФОТОГРАФИИ