ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

История продолжается

Небольшое старинное здание на улице Лермонтова, 28 — это маленький островок, сохранившийся от масштабного архитектурного ансамбля саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря — его угловая башня. В ней в 2006 году, после реставрации, был освящен храм с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня этот храм — подворье Свято-Алексиевского женского монастыря, и в этих стенах вновь молятся монахини, как когда-то до революции.

7 мая насельницы саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря вместе с настоятельницей, игуменией Феодосией (Бессоновой), молились о упокоении всех тех, кто когда-то подвизался в Крестовоздвиженском монастыре — после Литургии в этот день была отслужена панихида. Богослужение совершили четыре священника: председатель епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия протоиерей Кирилл Краснощеков и секретарь комиссии иерей Максим Плякин, руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии иерей Кирилл Петрович и клирик Свято-Алексиевского женского монастыря иерей Александр Мурылев. На службу пришли краеведы, историки, прихожане саратовских храмов, и небольшой Крестовоздвиженский храм оказался полон — многим хотелось поучаствовать в панихиде по сестрам когда-то существовавшей здесь обители. Это поминовение приурочено к 110-летию кончины игумении Евлампии (Озеровой) и 80-летию кончины игумении Антонии (Заборской). Игумения Евлампия была настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря с 1892 года. Скончалась в 1912 году и была похоронена в Николаевской церкви монастыря (ныне это территория гостиницы «Словакия»). Игумения Антония управляла обителью с 1912 года, скончалась матушка в саратовской тюрьме в 1942 году.

Крестовоздвиженский был одним из старейших монастырей нашего края. 376 лет прошло с момента его первого упоминания в письменных источниках. В советское время он был уничтожен, а насельницы обители и ее последняя настоятельница подверглись репрессиям. Их тоже стерли с лица земли, но память о них уничтожить не удалось.

К моменту завершения Литургии игумения Феодосия и сестры Свято-Алексиевской обители раздают всем синодик об упокоении и свечи. Брошюра с именами еще пахнет типографской краской — она увидела свет за день до совершения этой панихиды. Авторы синодика — наши неутомимые церковные краеведы Евгений Леонидович Лебедев и Валерий Владиславович Теплов. Они день за днем буквально отвоевывают у забвения имена саратовских подвижников — для того, чтобы помнили, для того, чтобы поминали, для того, чтобы не прерывалась нить истории.

О том, что подготовка таких синодиков — одна из форм сохранения исторической памяти, упоминает в своей проповеди после Литургии иерей Максим Плякин.

— Мы, представители комиссии по канонизации подвижников благочестия, прекрасно понимаем, что не по всем людям, о которых мы собираем сведения, возможно подать материалы на прославление в лике святых. Но это не значит, что мы должны их забыть, — говорит он. — Поскольку насельницы Крестовоздвиженского монастыря были репрессированы, естественно, что материалы о них попали в поле нашего зрения — и по итогам изучения следственных дел, клировых ведомостей и уцелевших могил на Воскресенском кладбище был составлен этот синодик. Мы работали над ним для того, чтобы нынешние продолжательницы дела крестовоздвиженских матушек — насельницы Свято-Алексиевского женского монастыря — могли поминать своих предшественниц, для того, чтобы это мог сделать любой желающий, для того, чтобы эти имена и судьбы не стерлись из памяти людей. Не важно, что женский монастырь в Саратове сегодня располагается на Первой Дачной, а не тут, на берегу Волги, — в эту обитель также приходят люди, желающие монашеской жизни. Игумения Антония (Заборская) покоится теперь на территории Свято-Алексиевского женского монастыря (перезахоронение ее останков с Воскресенского кладбища состоялось в 2012 году. — Авт.). И сестры Свято-Алексиевской обители не считают ее чужой.

Игумения Феодосия (Бессонова) в своем слове также говорит о том, что матушка Антония (Заборская) и все, кто с ней подвизался, прочно и сразу вошли в ее сердце. Так же, как поселилась там и боль о разрушенной и так необходимой городу и людям обители, о насельницах уничтоженного монастыря.

— Из тех немногих сведений о последней настоятельнице Крестовоздвиженского монастыря, которые имеются, мы видим, что это была подвижница. Ее жизнь была посвящена служению Богу от начала и до конца, — добавляет матушка Феодосия.

Составители синодика рассказывают, что в нем 588 имен. В этом списке не только имена сестер уничтоженного монастыря, но и имена благотворителей, и просто людей, захороненных в те времена на территории обители, уважаемых за те или иные заслуги. Это только первая версия синодика, сообщает Евгений Леонидович Лебедев — впереди еще много работы, и список имен обязательно будет расти.

После панихиды молящие­ся проследовали крестным ходом до сохранившихся святых врат Крестовоздвиженского монастыря. В арку вмонтирована мозаичная икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Перед этим образом была провозглашена «вечная память» всем насельницам саратовской обители. В завершение протоиерей Кирилл Краснощеков пожелал благословения Божия и долгоденствия продолжательницам саратовского женского монашества — игумении Феодосии с сестрами.

По возвращении в храм матушка Феодосия говорит, показывая на синодик: «Сегодня мы молимся за них, а прежде они вымолили нас, и мы пришли к Богу. И теперь — молятся о нас в вечных обителях».

Наверное, эта память и эта взаимная молитва друг о друге и есть свидетельство того, что связь времен существует — а значит, история Крестовоздвиженской обители продолжается…

Газета «Православна

я вера», № 10 (702), май 2022 г.
[Светлана Попенко]