ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Деньги — не цель, а побочный продукт

Что такое деньги для христианина? Как правильно должна проявляться добродетель нестяжания? Как понять, есть ли у тебя грех сребролюбия? Где заканчивается адекватная забота о хлебе насущном и начинается действие страсти? Может ли христианин быть состоятельным и каждый ли бедняк гарантированно спасется? Об этом мы поговорили с клириком храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Сергием Ксенофонтовым.

— Отец Сергий, прежде чем рассмотреть такую добродетель, как нестяжание, давайте определим: что такое деньги для христианина?

— Думаю, то же самое, что для всех остальных людей. Деньги появились в результате развития экономики как эквивалент стоимости товаров и услуг. Другое дело, какое значение человек им придает. Любую вещь можно использовать и во зло, и во благо. Нож в руках разбойника — орудие убийства, а в руках хирурга — инструмент для спасения жизни. Так и деньги сами по себе ни злом, ни добром не являются. Материальный достаток, как и личные качества человека, его таланты и способности, служит на пользу, если человек правильно им распоряжается.

— Правильно — это как? Жертвовать на храм? Подавать милостыню? Помогать нуждающимся?

— Это все должно иметь место в нашей жизни, но даже благотворить следует исходя из правильного духовного настроя. Цель христианской жизни — внутреннее изменение человека. Внутреннее, а не внешнее! Для человека же с достатком оказывается большим соблазном, не меняясь внутренне, влиять на внешние обстоятельства, успокаивая себя при этом: я же храм строю, людям помогаю, я молодец, я уже добрый христианин. Порой люди, обладающие властью и деньгами, находят свою «христианскую» миссию в чем-то, что от христианства само по себе достаточно далеко. Этим, к примеру, грешат протестанты, когда пытаются через социальную работу, культуру, политику сделать общество более восприимчивым к христианским идеям. Но сердце человека при этом почти не затрагивается. Если человек ставит своей целью «воцерковить» деньги, это тупиковый путь. Если же человек желает угодить Богу, он обязательно должен внутри изменяться. А когда этого не происходит, во всех этих усилиях нет особого проку. Человек будет творить дела благочестия, но долго они не просуществуют и доброго плода не принесут, потому что замешены на плохой закваске. Будут храмы, но они будут пусты. Будут говориться с политических арен правильные вещи, а люди будут продолжать убивать друг друга. Забвение о сути христианства — это путь к фарисейству. А что говорил Христос? Фарисеев слушайте, но по их делам не поступайте (см.: Мф. 23, 3).

— А как понять, благие дела мы творим или фарисействуем?

— Смотреть в свое сердце. Из сердца человека, как говорит Христос, исходит и доброе, и худое (см.: Мф. 15, 19). Если сердце злое, не очищенное от страстей, оно будет искать злого, прилепляться к нему и находить в нем ложное успокоение. Так что постоянная работа над собой, борьба со страстями, которая отвращает нас от всего недоброго, — это самый действенный способ в фарисейство не впасть.

— Многих людей смущает фраза Христа, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Для кого-то она, например, является основанием, чтобы не стремиться к финансовому благополучию. А кто-то и вовсе презирает людей с достатком: дескать, они не спасутся. Как правильно относиться к этим евангельским словам?

— Богатство дано нам от Бога, и оно действует в нашей жизни как Божий дар, если человек выработал к нему христианское отношение. Последнее заключается в понимании того, что раз Господь дал нам больше, чем нужно для поддержания жизни, это означает, что мы призваны к какой-то особенной жертвенности. Люди правильного христианского склада, будучи состоятельными, занимались благотворительностью, и им обеспеченность не мешала вой­ти в Царствие Небесное. Но если человек отбрасывает мысль о временности бытия и полагает богатство в ряду вечных и главных ценностей, если он решает, что он сам — творец этого богатства, то создается пространство, в котором Бог не может действовать. Человек закрывается от Господа, а кто с Богом не собирает, тот начинает без Бога расточать (см.: Мф. 12, 30). В этом случае человек становится игрушкой страстей и бесов и жертвой собственной скупости.

Апостол Павел говорил: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). А в нашей жизни нередко бывает, что уже не человек обладает богатством, а богатство им. И такому богачу действительно будет трудно войти в Царствие Небесное.

— С богатыми понятно, но в нашей стране довольно большая часть населения живет за чертой бедности — от зарплаты до зарплаты или от пенсии до пенсии, не имея денег даже на необходимое. Как сказала одна девушка, так и хочется что-нибудь постяжать, да негде. Может ли человек, ограниченный в средствах, быть болен страстью стяжательства?

— Конечно. Припоминаю такую историю из советского времени: за одной монахиней, которая жила в миру, ухаживала женщина. Монахиня была очень больна, не вставала с постели. Сиделка поражалась ее терпению, вере, кротости и в особенности ее нестяжанию: инокиня жила в скудости, которая граничила с нищетой. У женщин установились добрые, доверительные отношения, и однажды монахиня раскрыла свою тайну. Она показала сиделке кусок трубы, который прятала в своей постели. Эта труба была битком набита советскими бумажными деньгами. Зачем она это делала? Зачем копила деньги, при этом отказывая себе в самом необходимом? Она сама не могла дать себе в этом отчет. Это была тайная страсть, которая ее снедала. А по внешнему об этом никак нельзя было догадаться. И это самое настоящее стяжательство. Так что эта страсть может человека уловить при любом достатке. Как богатство не является знаком отвержения от Бога, так и бедность не является признаком спасения человека. И богач, и бедняк будут судиться в зависимости от исполнения заповедей, и каждый даст ответ о том, как он употребил те средства и возможности жизни, которые ему были даны на земле.

— Психологи говорят, что сейчас очень большое распространение получила болезнь накопительства ненужных вещей. Есть ли у нее духовные причины?

— Эта болезнь — не примета нынешнего времени, она такая же древняя, как род человеческий. По-славянски эта страсть называется мшелоимством. Человек копит деньги, вещи и думает, что поступает правильно: дескать, он такой хозяйственный. А на самом деле — превращается в посмешище и позорище. Такое духовное повреждение порой перерастает в самую настоящую психическую болезнь. Но в основе всегда лежит духовная недостаточность, неправильный взгляд на мир.

Корень всех страстей и грехов, в том числе сребролюбия и накопительства, — гордыня. Человек думает, что чем большими средствами он обладает, тем больше может себя реализовать. Самореализация — прекрасное свойство образа Божия в человеке. Через нее мы уподобляемся Богу, выступаем в сотворчестве с Ним. Но при неочищенном сердце стремление к самореализации превращается в самоистощение. Когда человек с Богом, он живет в радости, благодарности, в его жизни нет чрезмерного напряжения, нет срывов, нет уныния оттого, что физические и психологические силы растрачиваются и не восполняются.

— Очень много людей сегодня всерьез озабочены темой денег, и в качестве ответа на этот запрос появились разнообразные тренинги, направленные на развитие «денежного мышления». Заявляется, что на таких тренингах человек начинает видеть новые возможности для заработка, получает установку больше зарабатывать и лучше жить. Вроде бы это хорошо, но что-то все равно настораживает. Как христианину к таким тренингам относиться?

— В том, чтобы быть хорошим специалистом, уметь зарабатывать деньги, нет ничего плохого. Но человек не должен этому подчинять всю свою жизнь, становиться трудоголиком — это наносит ущерб его личности. Как нам в юности говорили, в колхозе больше всех работала лошадь, а председателем был другой. Такие тренинги — по сути манипуляции на человеческих страстях. Христианам должна быть понятна их опасность. Она заключается прежде всего в формировании зависимости от психологических практик и тех людей, которые потом вами с помощью этих практик будут манипулировать. Это страшно, потому что человек теряет самое дорогое — личную свободу. Это делает его неспособным к свободному творчеству и к истинному богообщению.

Кроме того, такие тренинги производят подмену понятий: деньги становятся целью, а они всегда должны быть только средством. А еще лучше — побочным продуктом, то есть чем-то существующим, но в жизни человека остающимся на периферии. Настоящим профессионалам, получающим удовле­творение и удовольствие от своего дела, порядочным, хорошо относящимся к другим людям, как правило, есть на что жить. Но если человек замкнется только на материальном благополучии, он начнет деградировать. Цель жизни христианина — духовное возрастание, достижение Царствия Божия. Когда эта цель определена, все остальное становится на свои места.

И еще очень важно, что подобного рода тренинги уводят как женщин, так и мужчин от понимания своего предназначения — женского, мужского. А этого происходить не должно, если мы не хотим, чтобы вся жизнь человека пошла наперекосяк. Вспоминается такой момент: Валентину Терешкову журналист спросил, какое ее главное достижение в жизни. Все думали, что она — первая женщина-космонавт — скажет, что это полет в космос, а она ответила: «Я воспитала дочь». Первое естественное предназначение женщины — быть матерью, женой, а все остальное вторично. Любые навыки можно со временем развить: стать хорошим специалистом, руководителем, научиться много зарабатывать. Но хороших специалистов много, а мама у ребенка одна. Жена у мужа — одна. И быть хорошей матерью и хорошей женой важнее.

Полбеды было бы, если бы эти финансовые гуру просто зарабатывали, как собирают деньги экстрасенсы, целители, гадалки. Но такая «учеба» забирает у человека самый ценный и невозобновимый ресурс — время. Время, которое нужно человеку для проявления дружбы, любви, для общения с Богом. Хотя, с другой стороны, при чем тут тренинги? Мы сами себя обманываем. В страстности мы готовы быть пойманными. Как пели кот Базилио и лиса Алиса: «На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним, что хошь». Или вспомним классика: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Люди прячут за интересом к тренингам свою духовную лень. Они думают, что прослушают курс, и завтра чудесным образом все в их жизни изменится. Так не бывает. Поэтому не удивительно, что такие увлечения порой заканчиваются печально: люди заболевают, распадаются семьи, а успех, если и приходит, то кратковременный, либо его и вовсе нет. Это и есть свидетельство того, что все это суета.

— Писания святых отцов наполнены рассуждениями о вреде и опасности сребролюбия, и человек, только пришедший в Церковь и начавший все это читать, нередко приходит к выводу, что крайняя бедность — это и есть идеал христианства. Это так?

— Не совсем. Действительно, для неофитов бывает соблазном то, что они видят в Церкви христиан, живущих в достатке, не отказывающих себе во многих хороших вещах. Особенно это болезненно, когда разговор идет об уровне достатка священника. Но мы уже говорили о том, что деньги сами по себе не добро и не зло. Они нейтральны. А вот служат они добру или злу — зависит от нашего сердца.

— Можно ли молиться о том, чтобы Бог дал материальный достаток?

— Конечно. У буддистов есть лозунг: счастлив тот, кто доволен тем, что имеет. Это религиозный принцип, но в христианстве он раскрывается глубже, потому что у христиан совершенно другие отношения с Богом. Мы надеемся, верим и понимаем, что Бог знает наши нужды. Не заботься о завтрашнем дне, — говорит Господь в Евангелии (Мф. 6, 34). То есть не переживай чрезмерно. Но это отнюдь не означает отмену молитвы о наших нуждах. Мы можем у Бога просить все что угодно, крепко веря в то, что даст Он нам из этого только полезное.

Отношения с Богом очень личностные — такие же, как у детей и родителей. Дети в нормальной семье много чего просят у родителей, при этом многого не получают и не обижаются, потому что доверяют. Только нужно, конечно, понимать, что наши просьбы к Богу — это не просто какие-то глупые хотелки, это наше сотрудничество с Ним. И еще нужно помнить, что материально бедный человек может быть очень богат, иметь высокий уровень развития, который определяется не количеством вложенных денег, а тем, что человек может и хочет вместить.

— Человек обязательно должен заботиться о том, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым? Когда человек с хорошей профессией идет работать в храм, потому что ему это кажется более спасительным путем, при этом обрекая своих детей на бедность,— он не прав?

— Здесь имеет место нарушение важнейшей заповеди о любви к ближнему (см.: Мф. 22, 39). Человек не исполняет долг перед ближними, ему все равно — главное для него, что он сам, как ему кажется, спасается. Это псевдодуховный подход: пытаться прыгнуть на Небо, не имея под ногами земли, желать стать Ангелами, еще не став нормальными любящими людьми. В ад люди идут поодиночке, когда удовлетворяют свою гордыню, в том числе и псевдодуховную. А в рай люди идут в сообществе: Церковью, семьей. Не надо себе создавать особенные, «привилегированные» условия для спасения. Господь говорит, что нет больше той любви, как положить душу за други своя (см.: Ин. 15, 13). Это ведь не только про военных или спасателей сказано. Это и про мать, которая полагает свое здоровье, молодость, красоту, чтобы выносить, родить и вырастить ребенка. Это и про мужчину, который в поте лица зарабатывает деньги, чтобы позаботиться о своей семье. Это и про выросших детей, которые отказываются от каких-то своих жизненных планов ради того, чтобы ухаживать за престарелыми родителями. Апостол Павел писал, что кто не заботится о ближних, прежде всего о своих домашних, тот хуже неверующего (см.: 1 Тим. 5, 8). С такими людьми и происходит обычно то, что Вы описали, так что их путь не спасительный, а сомнительный. А если человек по-настоящему исполняет заповеди Божии, чаще всего можно увидеть его поступательное развитие во всех сторонах жизни, и в материальном плане тоже.

Газета «Православная вера» № 11 (631)

[Беседовала Ольга Протасова]