ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ИГНАТИЯ, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО

Божественная литургия в престольный праздник

23 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского, благочинный Троицкого округа иерей Николай Генсицкий совершил Божественную литургию в храме святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского, с. Сабуровка Саратовского района. В богослужении приняли участие певчие праздничного хора Свято-Троицкого кафедрального собора. По окончании Литургии в честь престольного праздника был совершен Крестный ход вокруг храма и освящено коливо.
Отец Николай обратился к присутствующим с пастырским словом, поздравил с престольным праздником и подарил всем прихожанам печатное издание Свято-Троицкого собора приходскую газету «Троицкий Листок».

Святитель Иннокентий родился 30 мая 1774 года в селе Павлово (ныне — г. Павловский Посад) в семье бедного дьячка местной Воскресенской церкви. В крещении он получил имя Иларион. О ранних годах его жизни известно мало, но очевидно, что родители стремились дать мальчику хорошее образование.

Иларион начал свое обучение в Московской Перервинской семинарии, но вскоре начальство отметило талантливого и кроткого семинариста, и его перевели для дальнейшего образования в семинарию при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В возрасте девятнадцати лет, еще до окончания полного курса семинарии, за блестящие успехи в учебе он был оставлен в ней в качестве преподавателя. В 1809 году Иларион Смирнов принимает монашеский постриг с именем Иннокентий — в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В том же году иеромонах Иннокентий становится игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а затем — игуменом Знаменского монастыря в Москве.

В возрасте двадцати семи лет будущий святитель становится бакалавром церковной истории в Петербургской духовной академии. В сентябре 1813 года он становится ее ректором с оставлением за ним кафедры церковной истории Духовной Академии. Главным вкладом святителя Иннокентия в академическую богословскую науку считается работа «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу юношества» в двух частях, основу которой составили его академические лекции. Долгое время эта книга являлась единственным учебным пособием по церковной истории.

Вся жизнь святителя была непрестанным подвигом деятельной любви. Ученые и административные обязанности не отвлекали его от главного — духовного делания и молитвы. К святителю шли за духовным советом и поддержкой люди самых разных сословий, и двери его дома были открыты для всех.

Святитель Иннокентий по мере сил старался противодействовать наплыву очень модной в его время душевредной мистической литературы, что привело его к острому конфликту с могущественным чиновником — князем А. Н. Голицыным. По его влиянием святителя Иннокентия было решено удалить из столицы в «почетную» ссылку — так он был назначен епископом на Пензенскую и Саратовскую кафедру. Но прослужил здесь совсем недолго — всего полгода. Тяготы переезда, волнение привели к обострению мучившей его тяжелой болезни. В октябре 1819 года святитель Иннокентий скончался. Он сильно страдал перед смертью, но до последней минуты его не оставляло ровное и радостное, истинно христианское состояние духа.

В конце XIX века началась подготовка к канонизации святителя, но большевистский переворот прервал эту работу. В 1990-е годы в Пензенской епархии был возобновлен сбор материалов к его прославлению. 3 сентября 1998 года были обретены его святые мощи, а 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, святитель Иннокентий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

В этом году исполняется шестнадцать лет со дня канонизации святителя Иннокентия.